Покупая автомобиль, Вы можете столкнуться с надписями “TURBO” или “TWIN TURBO”. Не придавайте этому большого внимания. В обоих случаях речь идет о турбонаддуве. И дочитав статью до конца, Вы будете знать «что такое турбонаддув», «как продлить срок его службы», «что делать, если возникли проблемы в его работе».
Из чего состоит:
Корпус,
Вал с крыльчатками,
Подшипники скольжения: два опорных и один упорный,
Система уплотнения,
Улитки (два штуки), в которых вращаются крыльчатки,
Пневмопривод, приводящий в движение байпасный (перепускной) клапан.
Байпасный клапан регулирует обороты турбины и производительность компрессора. Если давление воздуха на выходе из компрессора превышает оптимальное, то срабатывает пневмопривод – открывается клапан. Вследствие чего, часть выхлопных газов напрямую выходит в выхлопную систему – обороты турбины снижаются.
Турбина – это крыльчатка, насаженная на вал. Она заставляет вращаться другую крыльчатку – компрессор. Изготавливается турбина из жаростойкого сплава. Компрессор, как правило, алюминиевый. Вал – среднелегированная сталь. Ремонту эти детали не поддаются, при неисправности можно только поменять.
Корпус турбонаддува отлит из чугуна, в нем на подшипниках вращается вал. Здесь износу как правило подвергаются постель под подшипником и гнездо под уплотнительное кольцо. Но исправит можно. Нужно просто расточить под новый размер.
Улитки турбины изготавливаются из чугуна. Она направляет газовый поток, вращающий турбину. Улитка компрессора отливается из алюминия. Вращающийся компрессор засасывает воздух через центральное отверстие, сжимает его и по кольцевому каналу подает в двигатель.
Вся этак конструкция турбонаддува, изготовленная с высокой точностью включая детали, сложные поверхности, точное литье. Починить такой агрегат не всегда возможно. Бывает проще из подручных средств собрать новый.
Принцип работы и что может сломаться
Турбонаддув начинает свою работу с включения двигателя и заканчивает уже после того, как двигатель остановился.
Как только в цилиндрах двигателя появляется первая вспышка, выхлопные газы из коллектора сразу же попадают в улитку турбины и вал с крыльчатками начинает вращаться. На небольших оборотах двигателя давление и скорость выхлопных газов также невелико, компрессор вращается на холостом ходу, не создавая излишнего сопротивления на всасывании. С нажатием на педаль газа обороты двигателя возрастают, и Вы чувствуете толчок в спину – турбина вышла на свои рабочие обороты(110-115 тысяч об/мин). Теперь компрессор эффективно сжимает воздух и посылает в двигатель. Срабатывает специальная сервисная система в карбюраторе и двигатель получает в цилиндры большой весовой заряд топлива смеси, возрастает мощность и расход топлива.
Высокая температура, высокие окружные скорости, подшипники вращаются на предельно допустимо скорости – в таких условиях работать долго и надежно турбонаддуву сложно. Какие проблемы могут возникнуть и как их избежать?
Вместе с тем, как Вы завели двигатель, начинает работать масленый насос. Под давлением масло по системе каналов подается к подшипникам турбонаддува – вал начинает вращаться на масляном клине. Так же масло поступает и в упорный подшипник. Обороты двигателя больше – больше масла поступает на вал турбины и его подшипники.
Помните, что зазоры в парах вал/подшипник и подшипник/корпус очень малы, поэтому всегда следует следить за чистотой и масла и состоянием масляного фильтра.
Долговечность подшипников скольжения не сильно зависит от частоты вращения. Коэффициент трения у работающих в условиях жидкостной смазки подшипников скольжения равен 0,001-0,005. При неблагоприятных условиях работы коэффициент трения достигает 0,1-0,2, что приводит к снижению оборотов турбонаддува, а, следовательно, и снижению его эффективности и повышению нагарообразования из-за повышения теплоотвода. Температуре более 150 градусов возникает опасность разрыва масляного слоя в результате разжижения масла. Также, при высоких температурах обычные минеральные масла быстро окисляются и теряют свои смазочные свойства. Когда двигатель вращается, масляный насос создает давление, турбонаддув работает нормально. Но когда Вы заглушаете двигатель, он останавливается, останавливается масляный насос, давление масла в системе падает до нуля, а вал с крыльчатками, который имеет приличный вес и вращается с очень большой скоростью, мгновенно остановиться не может. Но масляного клина уже нет.
Возникает полужидкостная смазка, переходящая в граничную. В подшипниках возникает перегрев, расплавление, схватывание и заедание подшипника. Плюс грязное масло, и в результате идет интенсивный износ.
Для того, чтобы эта проблема, не переросла в катастрофу соблюдайте несколько простых правил. Во-первых, вовремя менять масло и фильтр. Во-вторых, пользуйтесь маслом, которое предназначено только для двигателя с турбонаддувом. И в-третьих, самое важное правило. При запуске двигателя не спешите тут же срываться с места – его нужно прогреть. Тоже самое с остановкой – не глушите двигатель сразу. Оставьте его на 3-5 минут на холостом ходу. За это время вал турбины снизит обороты до минимальных, а детали, непосредственно соприкасающиеся с выхлопными газами, плавно остынут.
Но может случиться и непоправимое. Если у Вашего автомобиля пошел белый интенсивный дым из глушителя и упали мощности – турбонаддув нужно отправлять в ремонт или менять на новый (в нем изношены подшипники и уплотнительное кольцо около крыльчатки турбины).
После того, как турбонаддув будет отремонтирован или заменен на новый лучше всего сразу заменить масло и фильтр. Это можно сделать сразу же при демонтаже, что бы новый турбонаддув сразу работал на чистом масле.
В общем, ничего сложного в эксплуатации турбонаддува нет. Важно помнить просто об аккуратности (своевременная замена масла и проч.). Срок службы турбонаддува в основном зависит от Вашего с ним обращения. Выполняя перечисленные выше рекомендации, Вы сможете избавить себя от лишних проблем.
Но, если какие-то проблемы возникают – с ремонтом затягивать не стоит, иначе отремонтировать его будет уже не возможно. Если турбонаддув не подлежит ремонту, а заменить его нечем, можно попытаться заменить его турбонаддувом с другой модели, от двигателя, обладающего примерно такими же характеристиками. Работать такой турбонаддув будет, хотя и хуже штатного, но этот путь все-таки лучше, чем заглушка на месте турбонаддува, потому что двигатель изначально все-таки был изготовлен для работы с ним.
Категория: Мои статьи | Добавил: forsage (14.09.2009)
| Автор: сто форсаж днепропетровск
Просмотров: 1784
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]