Багажник
на крыше? Он ухудшает аэродинамику, повышает расход топлива и
количество посторонних звуков. Прицеп? Объем его не всегда используется
полностью, зато снижаются скорость передвижения и маневренность. Опять
же, регистрация, техосмотр… Может, правы были автомобильные
первопроходцы, навешивая багаж сзади на ремнях?
Аналогичные
варианты и сейчас есть. Единственное условие – наличие фаркопа. Именно
на его шар крепится основа, которую можно использовать самостоятельно
или дополнить корзиной, боксом или велокреплением. Такая система не
создает сопротивления воздуха, поскольку полностью скрыта за кормой
автомобиля, и вроде не должна влиять на его поведение. Тем более что
для многих внедорожников дополнительные 75 кг сзади практически
незаметны. Почему именно 75? Максимальная вертикальная нагрузка на шар
фаркопа у большинства моделей именно столько и составляет. Реально
можно загрузить 40–60 кг поклажи – нужно учитывать вес основы и
дополнительного оборудования.
Вариант с боксом защищает багаж от воды, грязи и любопытных взглядов
Болт у основы Thule надо затягивать от души: все держится на нем
Преимущества и недостатки каждого способа перевозки (на основе, в
корзине или боксе) расписывать смысла особого нет, все и так очевидно,
лучше поговорим о надежности системы.
КРЕПКИЙ ОРЕШЕКПри
первом знакомстве все впадают в ступор: это точно будет держаться? В
самом деле, крепится система только в районе шара, что выглядит
ненадежно. Поэтому мы провели испытания. Загрузили основу с
установленным на ней боксом скарбом весом 32 кг и прокатились по
дорогам разного типа. На ровном асфальте система стоит уверенно, не
трясется и не качается. Наличие кочек заставляет поволноваться: бокс
покачивается, но положения не меняет. Даже грунтовка с ее неровным
рельефом не смогла поколебать емкость. Естественно, скорость должна
соответствовать характеру покрытия.
Крепление просто, как все гениальное: пластина и болт. И ведь работает!
Правильно закрепленная основа выдерживает вес взрослого человека
А вот поведение машины на удивление остается прежним. По крайней
мере, ощущение такое же, как и при полной загрузке багажного отделения
самого авто. Видимо, 75 кг – не такой большой вес, чтобы существенно
повлиять на управляемость.
Габариты системы невелики, она не
выступает за кузов машины, так что ухудшения аэродинамики можно не
опасаться. Впрочем, это не относится к перевозке велосипедов, которые
выглядывают «из-за спины», создавая дополнительное сопротивление.
Впрочем, таков недостаток любого способа внешней перевозки байков.
Установить и закрепить основу на фаркопе можно и в одиночку. На эту
операцию уйдет от двух до четырех минут. Причем некоторые системы можно
устанавливать и снимать, даже не разгружая.
Основной
недостаток такого способа перевозки поклажи – сильно увеличенный задний
свес – актуален для тех, кто ездит по бездорожью. Поэтому, преодолевая
перегибы, надо четко представлять себе пределы проходимости: багажник,
зацепившись за грунт, может провернуться на шаре и упереться в кузов.
Последствия представить легко: металл на современных авто проминается
на ура. Таковы общие особенности этого девайса. Интересно? Тогда –
подробности.
Повторители задних сигналов у Thule штатно расположены на основе. На них тратиться не придется
ШВЕДСКИЙ СТОЛСейчас в России две компании
предлагают подобные системы. Первая хорошо нам известна, это шведская
компания Thule. В ее ассортименте есть основа, устанавливающаяся на
фаркоп, корзина, бокс объемом 420 л и велосипедные насадки под один или
два байка. Основа здесь крепится на шар путем закручивания всего лишь
одного болта. Ключ, кстати, идет в комплекте.
На площадке из
железных труб уже установлены повторители задних блок-фар, площадка под
номер и дугообразная стойка. Первые две вещи, несомненно, полезны, а
вот стойка может поспорить за место с запаской, размещенной на задней
двери. Без нее же – ни бокс поставить (он крепится к стойке), ни
открытым способом груз перевезти (крепление только к днищу не обеспечит
жесткой фиксации). Правда, у Thule на этот случай предусмотрена гнутая
стойка, но она бывает в наличии не всегда: на момент съемки подходящей
дуги не нашлось.
Механизм основы отъезжает назад и отклоняется, обеспечивая доступ к двери
Главный недостаток варианта с боксом: чтобы снять основу,
приходится отвинчивать крепежный болт практически лежа на земле. Либо
вначале снимать ящик. И ладно бы это приходилось делать редко, так ведь
нет: задняя дверь получается перекрытой. Распашная и поднимающаяся
вверх дверцы не откроются, соответственно, доступ к содержимому
багажника снаружи получается перекрытым. Единственные, кому повезло, –
владельцы авто с дверями створчатыми, но и тут надо смотреть по месту.
На
фаркопе основа держится надежно. Главное – как следует, не жалея
усилий, затянуть крепежный болт. Мы не только вставали на нее, но даже
прыгали: никаких смещений. Правда, это происходило на стоящем
автомобиле, на ходу же лучше придерживаться рекомендаций производителя
и ни в коем случае устройство не перегружать.
ТРАНСФОРМЕР ПО-ИСПАНСКИКонкурент
«шведов» – багажная система из Испании, предлагаемая компанией
«Новлайн», под названием TowBox. Здесь также есть основа, корзина, бокс
и насадки для велосипедов. Только возможности самого бокса шире, чем у
Thule. В нем можно перевозить не только поклажу, но и домашних
животных. А внутреннее пространство можно моделировать с помощью
перегородок или клеток.
Основа от TowBox крепится с помощью рукоятки: удобнее, чем у Thule
Основа у испанского варианта крепится на фаркоп иначе, чем у
шведского. Здесь две точки крепления: на шаре устройство фиксируется с
помощью рукоятки, а дополнительная фиксация осуществляется болтом. Эту
основу легче закрепить самостоятельно, и она надежнее держится. Кстати,
TowBox можно устанавливать на фаркоп даже груженым: у нее есть откидные
колесики, благодаря которым система поднимается над землей.
Еще
одна полезная особенность испанской основы: раздвижная рама. В
транспортном положении груз придвигается поближе к заднему борту,
уменьшая нагрузку на фаркоп и минимизируя задний свес, а на стоянке
можно его отодвинуть от борта и даже откинуть, обеспечив свободное
открытие поднимающейся двери. Распашная, правда, все равно сможет
открыться только чуть-чуть.
А вот с повторителями задних
сигналов испанцы намудрили. У TowBox их придется докупать отдельно.
Сэкономить можно, только если вы собираетесь перевозить груз в боксе:
на пластиковом кофре повторители уже есть. Если же вас привлекает
другая комплектация, то готовьте деньги еще и на панель с огоньками.
Багажник TowBox тоже способен удержать до 75 кг веса, включая свой собственный
Корзина – аналог экспедиционной. Там можно возить груз, не боящийся грязи
Благодаря «двухуровневой» системе фиксации, платформа TowBox чуть
более устойчива на фаркопе: ее меньше качает на кочках и при маневрах.
Зато сам бокс этой марки (если уж рассматривать закрытую перевозку
груза) менее вместителен, нежели у Thule. С другой стороны, можно
сказать, что он более компактен – в зависимости от того, какое из
преимуществ важно именно вам.
ГЛАВНОЕ – ХВОСТВ
целом система перевозки груза на фаркопе мне понравилась. Достоинства:
легкая установка, большие возможности трансформации, неизменность
аэродинамических свойств автомобиля. Из недостатков, пожалуй, самый
важный – увеличение заднего свеса. Для города и асфальтированных трасс
это не так страшно, а вот тем, кто выезжает на проселок, обязательно
надо учитывать новую длину. Платформа, даже груженная по максимуму,
уверенно держится на фаркопе, хотя проверять крепления периодически
необходимо. Да и хранить грузовую систему (что особенно актуально для
городских жителей) проще, чем традиционный бокс или экспедиционный
багажник.
Дополнительный упор обеспечивает болт, упирающийся в фаркоп
Редакция благодарит компании «Новлайн», www.novline.ru, и Thule,
www.thule-auto.ru, за помощь в подготовке статьи