Такой связкой и колеса приспущенные накачиваются быстрее, и пневмогудок запитать можно, а уж при наличии пневматических блокировок этот дуэт просто необходим. До недавнего времени подобный комплект приходилось собирать самому. Были готовые решения, но рассчитанные на профессиональное использование. Цена соответствующая. Теперь же на рынке появились устройства под торговой маркой «Агрессор», совмещающие в себе компрессор, ресивер и реле давления. Самая производительная модель, AGR-8LT, предлагается в розницу всего за 5–5.5 тыс. руб. Осталось оценить, что мы получим за эти деньги.
ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ? Итак, понятно, что для оценки нужна точка отсчета. То есть надо сравнивать с чем-то, что близко по заявленным характеристикам и уже хорошо известно потребителю. Но, как мы уже отметили, аналогичных устройств на рынке пока не было. Поэтому мы решили сделать так. Ресивер в принципе в оценке нуждается не сильно: главное, чтобы он был герметичен, выдерживал заданное давление и имел отверстие для слива конденсата. Компрессор мы решили сравнить с аналогом марки «Беркут» – вещью известной, всеми признанным лидером по соотношению цена/качество. А систему в целом мы просто оценим с точки зрения пользователя: насколько удобно с ней работать.
Итак, для оценки мы взяли модель «Агрессор AGR-8LT» с 8-литровым ресивером и компрессором с заявленной производительностью 72 л/мин. Аналог этому насосу есть и у «Беркута», модель R20, так что он и будет чем-то вроде эталона. Но вначале оценим систему в целом. Несмотря на то что производитель явно старался добиться компактности, его затея не удалась. С другой стороны, а что вы хотели? Ресивер – бачок объемом 8 литров – места занимает не так мало, плюс сверху реле – ограничитель давления, да и сам компрессор тоже не микроскопических размеров, что понятно при такой производительности. Компрессор с ресивером соединен медной трубкой, и воздух выдается из системы только через бачок, причем выходных штуцеров два, что удобно: один под стационарные магистрали, другой – под гибкий шланг.
Снизу у аппарата есть ножки, приваренные к днищу ресивера. Идея верная, но исполнение спорное. Если придется работать на рыхлых или влажных грунтах, то площадь опор недостаточна. Гораздо удобнее в этом случае пластина, как у «Беркутов». Стационарная установка тоже вызовет проблемы практически в любом внедорожнике. Такой агрегат под капот не спрячешь, под сиденье не уместишь: остается лишь багажник. Если ставить его на пол, то все пространство над «Агрессором» придется оставлять свободным: компрессор при работе сильно греется и заваливать его вещами не стоит.
ЕСЛИ МЕЛОЧЕЙ МНОГО Теперь начнем готовиться к работе. Штатный шланг у «Агрессора» на удивление короткий, всего 4.9 метра, что для больших внедорожников явно недостаточно. При этом он еще и очень жесткий: распрямить «пружину», в которую шланг свернут, практически нереально. И это при температуре плюс 5. А если на улице мороз? Длина шланга уменьшится еще процентов на 20, а то и 30. У «Беркута» для сравнения шланг даже на морозе распрямляется полностью, и его длина тогда составляет 8.1 метра. Концевик у шланга «Агрессора» тоже странный: он не крепится на ниппель, его приходится постоянно прижимать. Я честно попробовал. В конце первой минуты устаешь, в конце второй начинаешь перебирать весь свой запас крепких выражений, а в конце третьей прижимать концевик с достаточной силой уже не получается. А за три минуты, кстати, колесо размером 315/75 R16 накачивается всего на 1.5 атмосферы. Между прочим, контроль за давлением в режиме онлайн невозможен: на шланге измерителя давления нет. Придется покупать отдельный манометр и периодически прикладывать его к штуцеру колеса. Еще одна странность концевика: он не может накачать колесо с вывернутым ниппелем. То есть наличие ресивера никоим образом процесс накачивания не облегчает: ниппель создает большое сопротивление, и поступление воздуха происходит медленно и печально.
Короче, шланг придется менять. Но учтите: выходной штуцер «Агрессора» рассчитан на профессиональное крепление. Если у «Беркута» цанга стоит на шланге, то тут – на ресивере. Так что искать придется именно такой вариант.
Теперь приступаем к собственно проверке работоспособности. Здесь на первый взгляд «Агрессор» «Беркуту» не уступает. Скорость накачивания до полутора атмосфер примерно одинакова. Но дальше ситуация меняется. Понятно, что в процессе работы поршневая группа нагревается. Но если производительность «Беркута» остается такой же, снижаясь совсем незначительно, падение скорости у «Агрессора» становится заметным. Результаты можно посмотреть в таблице, а сейчас попробуем выяснить, из-за чего это происходит. Для этого разберем оба компрессора.
ВНУТРЕННОСТИ С ГНИЛЬЦОЙ Вскрытие показало, что внутреннее строение обоих насосов сильно отличается. У «Беркута» поршень ходит внутри цельноалюминиевой гильзы с полированными стенками. У «Агрессора» алюминиевый (скорее – из сплава алюминия) только внешний корпус, а гильза – отдельный элемент, сделанный из стали. Она тверже алюминия, что приводит к повышенному износу поршня. Поэтому «агрессивное» изделие не может работать без смазки. Она там действительно есть, но ведь ничто не вечно. Отверстий для обновления масла в компрессоре нет, так что через какое-то время повышенный износ неизбежен. «Беркут», кстати, работает без масла, и, как показывает время, весьма успешно.
Но это еще полбеды, может, масло и не так скоро закончится. Самое страшное, что уже сейчас, на совершенно новом изделии, стальная гильза изнутри покрыта пятнами и полосами коррозии, то есть поверхность ее не гладкая. А это уже серьезно, тут от повышенного износа даже смазка слабо поможет.
Кстати, ржавчина покрыла винт крепления перепускной мембраны и торцевую поверхность ротора двигателя, который находится у «Агрессора» снаружи. Да, качество стали у этого изделия явно не на высоте.
Еще один недостаток, выявленный в результате вскрытия: наличие облоя на внутренней поверхности крышки. Конструкция компрессора такова, что оторвавшийся облой забьет шланг. Для прочистки достаточно будет «просто» заменить концевик. Но он ведь может и не оторваться. На это, видимо, и надеется производитель.
РЕГУЛИРОВКА ОТМЕНЯЕТСЯ Теперь изучим регулятор давления. Штатно он выставлен на 6–8 атмосфер. (минимум – максимум), но реальное давление в ресивере нагнетается всего до 7.8 атмосферы. Регулировочный винт под крышкой реле присутствует, но отрегулировать давление непросто. Во-первых (и в-основных), пластик, из которого винт сделан, непрочный: достаточно пару-тройку раз его покрутить, и головка трескается. А во-вторых, сама регулировка довольно невнятная и добиться точности тяжело.
КОМПРЕССОР – ПОД ЗАМЕНУ Теперь пора подводить итоги. Непродуманная конструкция шланга и отсутствие регулировок давления в ресивере сильно осложняют даже периодическое пользование аппаратом. Некачественное изготовление деталей и зависимость от наличия смазки приводят к повышенному износу. Неразборность конструкции сильно сужает варианты установки. И что мы получаем в результате? Сам компрессор надо однозначно менять. Особенно если вы собираетесь им пользоваться часто, да еще и вдали от цивилизации. На надежности экономить в таких случаях глупо. А вот ресивер и реле-регулятор можно оставить. Только надо бы рассовать их по разным уголкам автомобиля, для чего придется прикупить несколько метров шлангов и зажимы.
В общем, задумка специалистов из компании «Автопрофи», разработавших «Агрессор», безусловно, неплоха. А вот исполнение, к сожалению, подкачало и даже относительно невысокая цена этого не оправдывает. Если приобретать все «россыпью», то качество пневмосистемы можно сильно повысить, причем стоимость ее вырастет незначительно. А в существующем варианте «Агрессор AGR-8LT» подойдет только людям, имеющим автомобиль с большим багажником и редко покидающим город… Хотя зачем им ресивер?