Покупатель получает то, что заказывал. Она жесткая? Да. Пытается быть спортивной? Естественно. Японская машина для простых бизнесменов? Йес! Поэтому настоящей жесткости и спорта в ней нет. Это плохо? Ни в коем случае! Прекрасный вариант для тех, кто хочет американского типа баул с европейскими настройками. Кто еще предлагает нечто подобное? Volvo со своим ХС 90, Honda с «чемоданом» Pilot и Subaru с ее Tribeca. Я бы назвал здесь Hyundai iX55, но европейского в нем ноль с палочкой. Audi Q7? А что ее по-прежнему кто-то может себе позволить?
Сама Mazda всерьез записывает себе в конкуренты Nissan Pathfinder, Toyota LC200, Volkswagen Touareg и BMW X5. Такую компанию могли составить только панки, которые любят тусоваться толпой, не важно с кем. Volkswagen не делает автомобилей с тремя рядами сидений, кроме того, у него есть пневмоподвеска и пониженный ряд передач с блокировками. BMW и Nissan Pathfinder тоже пятиместные, и у последнего, опять же, есть «понижайка». А Toyota и вовсе откровенный SUV с неразрезным задним мостом: как с ним может конкурировать типичный кроссовер Mazda CX-9, у которого нет даже центральной блокировки? Мы даже не знаем точно, хотят ли маркетологи Mazda запутать нас, блуждают ли сами они в потьмах или, может быть, отдались во власть фантазий.
В РАБСТВЕ У ЦИЛИНДРАПолный привод Mazda находится в рабстве у пятнадцатисантиметрового стального цилиндра, набитого дисками. На технической конференции Mazda я видел его в разрезе. Он герметичен, но стоит в одном корпусе с задним дифференциалом, чтобы охлаждаться его маслом. Как только температура доходит до 100 градусов, диски размыкаются – и Mazda становится переднеприводной. Как только температура опускается до 60 градусов – полный привод снова в строю. Но стоит ли волноваться? Это бывает только при экстремальном буксе. А буксовать ему не дает электроника.
Муфта вообще одна из самых надежных деталей. Чтобы сделать демонстрационный материал, представители Mazda искали бэушный экземпляр, но ни одной списанной муфты не нашли. Пришлось раскошелиться и пилить новую.
Из того, что я услышал на технической конференции Mazda, это еще не самое интересное. Еще было о безопасности. По внутренним правилам Mazda после аварии в автомобиле меняется почти все, что связано с пассивной безопасностью. В расход идут не только преднатяжители ремней и подушки безопасности. Меняется даже проводка: после того как через нее проходит электрический сигнал к подушкам, она уже не подходит под стандарты. Даже модуль управления подушками считается нерабочим. Интересно, что у Mazda и Ford один поставщик этого модуля, но по правилам Ford его меняют только после пяти аварий. Страховые компании рвут на себе волосы: ведь все поставарийные расходы, в основном, ложатся на них.
МАТЧАСТЬ: MAZDA CX-9
БОРДЮР НЕ ПОБЕДИТИтак, Mazda не только вместительный и надежный, но и безопасный автомобиль. Но как он едет по бездорожью? На презентации в Узбекистане (см. Club 4х4 № 1’2009) офф-роуда не было. Зато в Подмосковье его гораздо больше. Правда, единственная кнопка на панели «японца», на которую можно в случае чего положиться, – это отключение трэкшн-контроля. При достижении скорости в 15 км/ч электроника автоматически снова возвращается к работе. Я выяснил, что этого как раз хватает, чтобы залезть на бордюр. На большее не рассчитывайте. Автомобиль этот тяжел, а характеристики двигателя достигают своего пика на слишком высоких оборотах.
Отключать противобуксовочную систему во многих случаях не обязательно. Например, чтобы ехать по косогорам и буеракам, она как раз нужна. С вывешенным колесом электроника Mazda справляется. Хотя я бы предпочел ездить по пересеченной местности на более легком СХ-7. Он снует по холмам гораздо веселее, хотя конструктивно ничем не отличается. СХ-7 так и тянет проверить на прочность – в прошлом году мы взрыхлили на нем половину песчаного карьера, и хотелось еще. А сидя в СХ-9 перед, скажем, заснеженной просекой, тянет повернуть назад и, доехав до ближайшей заправки BP, съесть овсяный кукис и полистать свежую прессу. Посидеть и подумать: «Хорошо, что я не ломанулся в этот лес. Что я там забыл?» Это, безусловно, разумный подход, но если вы так рациональны, то нужен ли вам кроссовер? Может, больше подойдет минивэн?
БЕЗ ПЯТНАДЦАТИ ТРИ – ЭТО ПОЗДНОMazda надежно управляется даже на большой скорости – до 180 км/ч. Пожалуй, я даже сделал бы его шасси чуть более тупым, чтобы добавить плавности хода и смягчить резкость. Но что тогда делать с zoom-zoom? Нельзя понять, что в реальности делает «вжик-вжик» в таких машинах, как СХ-9 и BT-50. Эту концепцию натягивают на них как узкий чулок – слишком уж вымученной она здесь кажется. Без нее исчезнет лицо Mazda, ее имидж? А зачем он в таком виде? Если ты хочешь заставить человека активно рулить, то позаботься, чтобы его локти при этом не упирались в подлокотники! Ладно забудем о том, что невозможно по-спортивному держать руль на «без пятнадцати три». Но ведь даже при классическом «без десяти два» рулевое колесо приходится иногда хоть чуть-чуть поворачивать. Возможно, подобной эргономике порадуются таксисты: для них ведь главное – упереть левый локоть, чтобы удобнее было курить в окно, и зафиксировать правый, чтобы на ходу писать SMS. Неужели это и есть целевая аудитория? Ожидаем шестиместные полноприводные таксомоторы во всех городах России.