Объем хранилища для топлива увеличить можно двумя способами: заменой штатного бака на больший или установкой дополнительной емкости. Первый вариант осложняется тем, что обычно ниша под стандартный бак делается без расчета на увеличение его размеров, так что чаще всего останавливаются на дублировании.
На первый взгляд все довольно просто. Особенно для тех, кто имеет навык обращения с отрезной машинкой и владеет технологией аргоно-дуговой сварки. Прикинул, куда можно вставить новый бак, снял мерку, купил листовую нержавейку – и вперед! Вырезал, сварил, воткнул. Красота! А подачу топлива сделаем от старого бака. Все ведь помнят закон физики про сообщающиеся сосуды. Вот только на практике все оказывается несколько сложнее, и закон действует для открытых систем, а топливный бак не то чтобы герметичен, но и гордому званию открытой системы не вполне соответствует... Короче, свободного перетекания, как правило, не происходит. Иногда, конечно, получается нащупать верный путь, и тогда затраченные на эксперименты время и деньги не так жаль. Но бывает, что своими силами так ничего и не удается достичь, сколько не мучайся…
Комплект промышленного производства включает в себя не только сам бак, но и все необходимое для установки, даже шланги, переходники и уплотнители. Так что подключение такого бака – работа не очень сложная. Главное, понять, как все эти детали должны между собой стыковаться
Словом, лучше обратиться к уже проверенным решениям. Дополнительные баки устанавливают многие компании, причем часть из них предлагает продукцию собственного производства. В некоторых фирмах берутся даже за изготовление баков точно для вашего авто. И не всегда это тюнинговые компании или автосервисы с внедорожной специализацией. Топливные баки по индивидуальному проекту можно заказать и на заводах, изготавливающих изделия из листовой стали. Но чаще все-таки обращаются в специализированные компании. Там уже примерно знают место установки бака, точки крепления, а самое главное – представляют, что помимо корпуса хранилища потребуется для нормальной работы топливной системы увеличенного объема. Например, дополнительная заливная горловина, бензонасосы, проводка и органы управления. А главное, специалисты знают, как все это разместить.
В идеале, конечно, нужно приобрести готовый комплект со всеми необходимыми запчастями. Но, к сожалению, их делают не на все внедорожники, да и стоимость такого комплекта, несмотря на легкость установки и продуманность конструкции, многих может отпугнуть.
Есть и более дешевый вариант. Некоторые компании самостоятельно разрабатывают и устанавливают дополнительные баки. Но здесь придется затратить много времени. Ведь в таких компаниях заказы штучные, и шансов, что на эту модель уже делался бак, немного. Поэтому придется выдержать сеансы измерений, примерок и доводок, что занимает от нескольких недель до месяцев. Если же готовые лекала уже есть, то сроки изготовления и установки не так велики.
Чаще всего баки располагают под днищем внедорожников, хотя встречаются варианты и салонной установки. На наш взгляд, последний способ совершенно недопустим. Ведь при малейшей течи, особенно в нижней части топливохранилища, солярка или, что хуже, бензин окажется на полу автомобиля. Небольшая искра – и никакие пожарники не помогут. Так что по возможности берегите себя и избегайте такого соседства.
Тем же, кто захочет-таки изготовить дополнительный бак своими силами, непременно надо помнить, что заливную горловину обязательно надо брать не абы какую, а только безопасную. С вентиляцией и контролем перелива топлива. Они продаются в магазинах автозапчастей и подходят к любому авто, а с баком соединяются специальным рукавом из резиноподобного материала. И про управляющие приборы забывать не стоит. Самый простой вариант – каждому баку свой насос. Соответственно придется сделать кнопку переключения между насосами, чтобы исключить работу «вхолостую». Еще один вариант – перекачка топлива из одного бака в другой. Лучше, чтобы из меньшего в больший. В противном случае придется придумывать отсечку, чтобы не было перелива. И третий способ – установка насоса после слияния топливных магистралей и краника-переключателя, который будет направлять горючее по выбранной вами трубке.
Кроме того, желательно бак прикрыть защитой, даже если он выполнен из толстого металла. Ведь при сильных ударах по баку могут не выдержать швы, а защита благодаря своей упругости такого не допустит. Кстати, все трубопроводы и провода тоже надо защищать – как минимум пропускать в удаленных от земли местах. А еще лучше – прятать в металлические трубки.