Дизель или бензин? Особенности эксплуатации Дизельных двигателей.
Ответ на вопрос какой двигатель выбрать не может быть однозначным.
Моё знакомство с дизелем началось с мифов. В советские времена судить о дизеле можно было только со слов водителей грузовиков, так как легковых автомобилей с дизелями в СССР не было.
Так как дизелей не было, само собой разумелось, что «дизель это круто».
Ресурс грузовых дизелей был огромен, отсюда первый миф – дизель имеет больший ресурс. Ресурс дизелей на легковушках наверно сопоставим с бензиновыми моторами. Смазка поршневой группы соляркой едва может компенсировать износ из-за больших нагрузок.
Расход топлива в дизельном двигателе обычно меньше (вспоминается легендарный бензиновый «Урал» по кличке «100х100» – 100 литров на сотню) и это создало не то что бы миф, но некоторое заблуждение об экономичности дизельных двигателей. Экономичность это ведь не только расходы на топливо! Но и на обслуживание… а если к этому прибавить большую стоимость дизельного авто то об экономичности говорить не приходится.
Так или иначе первый мой внедорожник оказался дизельным. Детальное знакомство с дизелем развеяло иллюзии.
Не смотря на это я всё равно остаюсь приверженцем дизеля. Почему?
1. Дизельный выхлоп не содержит угарный газ, 2. Дизель не является легко воспламеняющимся веществом, как бензин – это делает автомобиль существенно безопаснее. 3. Дизельный двигатель более устойчив к работе в воде (высоковольтные провода и свечи бензинового мотора в воде могут давать сбои). 4. Дизельные двигатели несколько тяговитее на холостых (низких) оборотах, что важно при эксплуатации на бездорожье. 5. Дизель, как правил имеет больший запас хода (меньший расход топлива). Бензиновый мотор на бездорожье, тем более с неисправным датчиком может иметь немыслимый расход – 50,70, 100… литров на 100 км.
Для меня этого достаточно.
Из недостатков дизелей можно назвать следующие: 1. Межсервисный пробег в 2-3 раза меньше чем у бензиновых – обычно 5-8000 км. 2. Дизель весьма чувствителен к качеству топлива. Наиболее характерен пример «топливообмена»: дизель на бензине быстро сломается, бензиновый мотор на солярке может работать. Вода и грязь в топливе приводят к быстрому износу и поломкам топливной аппаратуры. Топливный фильтр требует регулярных инспекций: одной плохой заправки может оказаться достаточно для повреждения фильтра и/или аппаратуры. В этой связи я рекомендую пользоваться проверенными АЗС. Сам стараюсь заправляться на «фирменных» - хотя это и не панацея. Плохое топливо бывает и на фирменных АЗС. Каждый владелец дизельного автомобиля должен знать где находится топливный фильтр и иметь запасной. В профилактических целях следует иногда сливать отстойник фильтра (в нём скапливаются вода и грязь). 3. Ограниченное число специалистов по ремонту дизельной аппаратуры и двигателей. 4. Более высокие эксплуатационные (п.1) и ремонтные расходы. 5. Худшие динамические характеристики (в большей степени это относится к «атмосферным» дизелям). 6. Затрудненный запуск и эксплуатация двигателя зимой (в сочетании с п.2). Обычно проблемы начинаются при -20 и ниже. Хотя качественное топливо с присадками позволяет эксплуатировать дизель и при -55. 7. Худшая стойкость к гидроударам и попаданию воды в картер. Камера сгорания в Дизельном двигателе существенно меньше чем в бензиновом. Даже несущественное количество воды приводит к серьёзным повреждениям. В сочетании с Турбиной и сильным морозом (на вентиляции картера образуется ледяная пробка) гидроудар может наступить в следствии попадания масла в камеру сгорания, либо двигатель «идёт в разнос» (раскручивание до запредельных оборотов в следствии горения вместо топлива масла). Так же гидроудар (или «разнос») может наступить в следствии износа турбины. Разумеется, масляный гидроудар может случиться и при опрокидывании автомобиля. Масляное голодание или попадание воды в масло двигателя заметно быстрее выводят из строя Дизель ввиду более высокой нагруженности подшипников (вкладышей) коленвала. 8. В целом более низкая надёжность, с характерными и «дорогостоящими поломками»: поломка или износ Турбины; ТНВД (некачественное топливо, несвоевременная замена фильтра); трещины и деформация ГБЦ (некачественное топливо, экстремальная эксплуатация, перегрев). Современные дизеля нашпиговываются электроникой как «инжекторы», что, очевидно, делает их ещё менее надёжными. 9. Дизельный двигатель имеет меньший диапазон рабочих оборотов. Как следствие меньшие скорости на шоссе и повышенный износ двигателя на максимальных скоростях (особенно на некачественном топливе).
Дизель несомненно должен быть турбированным – это повышает его мощность и динамические характеристики, что снижает расход топлива. В тоже время при эксплуатации турбодизеля рекомендую: 1. Установить турботаймер (турбина имеет инерцию, а при выключении двигателя её смазка и охлаждение прекращается). 2. Аккуратнее относится к срокам замены масла и фильтров.
О температуре замерзания.
Согласно ГОСТов температура замерзания / помутнения ДТ (Солярки) Летняя = -10 / -5 Зимняя = -35 / -25