Внедорожник уже сам по себе является автомобилем повышенной проходимости, и его тюнинг – это доведение внедорожных способностей конкретного автомобиля до уровня, необходимого его владельцу. Причем часто одна переделка тянет за собой вторую, третью и так далее – ведь в автомобиле все взаимосвязано
Первым этапом увеличения проходимости внедорожника является установка колес большого диаметра. Для того чтобы установить на автомобиль покрышки большего размера, чем предусмотрено фирмой-изготовителем, прибегают к лифтовке – подъему автомобиля над дорогой.
Виды лифтовки
Лифтовка по способу доработки конструкции автомобиля разделяется на два вида: лифтовка кузова (Body lift) и лифтовка подвески (Suspension Lift).
Лифтовка кузова обычно самый простой способ тюнинга, который заключается в подъеме кузова над рамой автомобиля и выполняется с помощью проставок. Это позволяет установить колеса большего диаметра, нежели штатные, что в свою очередь ведет к увеличению дорожного просвета.
Лифт подвески намного сложнее и дороже, но при этом вне зависимости от диаметра колес увеличиваются ходы подвески, что положительно влияет на проходимость машины, а также на комфорт при езде по бездорожью.
Немаловажно и то, что такой вид лифта увеличивает расстояние между землей и агрегатами автомобиля, а также уменьшает угол рампы. Такой лифт также дает возможность установить колеса большего диаметра для увеличения дорожного просвета.
Выбор размера колёс
Иногда колеса большего диаметра можно поставить без лифта. Чтобы узнать, какие самые большие колеса могут подойти, надо заняться замерами. Сначала измерьте расстояние от подушки-отбойника до места на чулке моста, в которое она будет упираться при сильном ударе. Это расстояние плюс 2-3 сантиметра на деформацию подушки и есть возможный ход подвески вверх. Затем измерьте расстояние между колесом и аркой крыла. Также измерьте диаметр колеса.
Теперь такое уравнение: диаметр колес + (расстояние до крыла – ход подвески вверх)х2. Полученный результат и есть максимально возможный размер колес для вашего автомобиля. Если же полученные данные вас не устраивают, т.е. у вас есть желание поставить колеса большего диаметра, чем можно, то есть смысл заняться лифтовкой.
При определении размера ваших будущих колес учтите, что их максимальный размер ограничивается прочностью трансмиссии, передаточным числом мостов и мощностью двигателя вашего автомобиля.
Также необходимо учитывать, что передние колеса при повороте могут упираться в раму или элементы рулевого механизма автомобиля. Это зависит от ширины и диаметра колес. При помощи регулировочных винтов, расположенных на поворотных кулаках или рычагах подвески, можно незначительно уменьшить ограничение угла поворота колес. На некоторых машинах винты регулируют угол поворота рулевой сошки и расположены рядом с ней.
К расширению колеи прибегают, если хотят повысить поперечную устойчивость автомобиля и после установки внештатных колес, чтобы автомобиль мог поворачивать. Колеи передних и задних колес должны быть одинаковые. Расширяют колею при помощи проставок или установкой дисков с меньшим (нулевым) вылетом.
Определение типа моста вашего автомобиля
При расширении колеи стоит учитывать, что нагрузка на ступичные подшипники значительно возрастает. Для оценки запаса прочности ступичных подшипников необходимо обратить внимание на конструкцию мостов вашего автомобиля.
По принципу устройства ступиц мосты разделяются на два типа: разгруженные и полуразгруженные. У полностью разгруженного моста ступичные подшипники расположены с внутренней и с наружной стороны диска ступицы. У полуразгруженного моста подшипник расположен только с внутренней стороны диска.
Определить, какой мост у вашего автомобиля, можно, посмотрев на ступицы. Если имеется цилиндр, значительно выступающий за плоскость крепления диска, значит, мост разгруженный. Если за плоскость крепления диска практически ничего не выступает, мост полуразгруженный. Как правило, передние мосты разгруженные, задние – полуразгруженные.
Разгруженные мосты прочнее и менее критичны к расширению колеи. При полуразгруженных мостах колею расширять не рекомендуется.
Итак, взвесив все аргументы, выбрав размер колес, можно приступить к лифтовке.
Лифтовка кузова
Лифтовка кузова является самым простым и безопасным методом тюнинга и выполняется при помощи проставок между рамой и кузовом. Существует много различных вариантов проставок: от самодельных до фирменных комплектов для лифтовки кузова (Body Lift kit). При большой высоте подъема кузова лучше применять стальные проставки, приварив их к раме.
При лифтовке кузова могут возникнуть проблемы с недостаточной длиной тросов ручного тормоза и педалей, с рулевым механизмом и с тормозными и топливными магистралями на переходах кузов-рама.
Эти проблемы обычно не очень критичны и легко решаются. Лифтовка кузова хороша относительной простотой и тем, что она практически не поднимает центр тяжести автомобиля – сохраняет его устойчивость в поворотах и при кренах, что немаловажно.
Лифтовка подвески
Лифтовка подвески повышает центр тяжести автомобиля, что уменьшает допустимые крены и делает автомобиль подверженным к опрокидыванию. Для борьбы с опрокидыванием применяют способ расширения колеи при помощи колесных проставок. Но самое важное то, что при лифтовке подвески изменяются углы наклона карданных валов.
Валы имеют предельный угол наклона, при котором они способны работать, и чем ближе угол к предельному, тем быстрее они будут изнашиваться (обычно наибольший износ происходит в шлицевом соединении валов). Этот важный фактор обязательно нужно учитывать при выборе высоты лифтовки подвески.
В зависимости от конструкции автомобиля существует множество способов лифтовки подвески. Для лифтовки независимых подвесок необходимо изготовление новых рычагов и других деталей. Почти для всех автомобилей тюнинговыми фирмами выпускаются лифт-комплекты (Suspension lift kit).
Пружинная подвеска
Мост удерживается двумя продольными рычагами и реактивной тягой поперечной устойчивости. Ход моста вниз ограничен амортизаторами, вверх – подушками-отбойниками. Пружины упираются одним концом в специальное гнездо на мосту, другим – в гнездо на раме.
Длина и мощность пружин рассчитаны таким образом, что они удерживают машину в среднем положении (веса машины недостаточно, чтобы прижать подушки-отбойники к мосту, а силы пружин недостаточно, чтобы поднять машину на весь ход амортизаторов). Задача – не нарушить это равновесие. Для этого нужно как бы перенести вниз на одинаковое расстояние (высоту лифтовки) площадки крепления пружин, подушек-отбойников и амортизаторов.
Амортизатор в зависимости от типа крепления можно удлинить различными способами. Лучше всего перенести вниз его крепление, но можно также нарастить его шток при помощи специальной втулки (с одной стороны – штырь с резьбой, повторяющий конец штока амортизатора, с другой – отверстие с резьбой, в которую вворачивается шток амортизатора). Перенос крепления или удлинение штока амортизатора должны быть также равны высоте лифтовки.
Следует обратить внимание на тяги поперечной устойчивости. После лифтовки они меняют свое положение. Полезно перенести их крепление так, чтобы вернуть тягам такое же положение, какое было до лифтовки, в некоторых случаях возможен демонтаж тяг.
В фирменных лифтовочных комплектах обычно применяются удлиненные пружины и длинноходные амортизаторы, что позволяет не только поднять машину, но и значительно увеличить ход подвески.
Рессорная подвеска
Рессоры проходят снизу мостов и прикреплены стремянками. Простейшим на первый взгляд способом лифтовки такой подвески является перенос рессор поверх мостов. Параллельно с увеличением дорожного просвета из-под осей убираются пакеты рессор, что повышает проходимость. Для перестановки рессор необходимо приварить поверх мостов новые площадки для крепления рессор.
Несмотря на кажущуюся простоту, этот способ очень сложен. Основная проблема в том, что высота лифтовки при этом способе равна сумме толщины оси и пакета рессор, что чересчур много. Почти всегда возникают проблемы с тормозными шлангами, карданами, рулевыми тягами.
Карданы
Для уменьшения угла наклона карданов можно немного повернуть мосты вокруг собственной оси. Однако такой способ довольно спорный, так как получается неверным угол наклона шкворней передних колес. Кроме того, становятся непараллельны плоскости вращения ведущего и ведомого фланцев кардана, что тоже нежелательно.
Чтобы исправить угол наклона шкворней, можно отрезать поворотные кулаки и приварить их, повернув в обратную сторону так, чтобы скомпенсировать поворот моста вокруг оси.
После лифтовки необходимо проверить следующее: - достаточна ли длина карданных валов, и не превышают ли их углы наклона, максимально допустимого для работы; - достаточна ли длина тормозных и других шлангов; - достаточно ли ходов тяг рулевого управления.
Все следует проверять, медленно поднимая машину за раму или бампер до полного вывешивания колес. Имейте в виду, что если вовремя не заметить натянувшийся шланг или упершуюся во что-либо рулевую тягу, то давления пружин подвески вполне хватит, чтобы разрушить их.
При недостаточной длине кардана можно установить шайбы-проставки между фланцами карданов и мостов, а также между фланцами карданов и раздатки. Важно, чтобы шайбы были изготовлены как можно точнее, так как необходимо сохранить балансировку кардана.
Проверить карданы можно так: вывешиваем мосты, рычаг раздаточной КПП ставим на "нейтраль" и крутим карданы руками. Если чувствуется неравномерное сопротивление вращению или кардан упирается – угол слишком велик. Обычно такие проблемы возникают с передним (более коротким) карданом. Встречаются карданы с шарниром равных угловых скоростей, они менее критичны к углу наклона.
Сколько стоит
Стоимость тюнинга подвески внедорожника в каждом конкретном случае индивидуальна, также как требования и желания владельца. Например, лифтовка подвески Toyota Land Cruiser Prado без учета стоимости работы обойдется примерно в 500 долларов, а лифтовка кузова УАЗ может обойтись в 100 долларов вместе с работой.
Подготовил Павел ДРУЗИН по материалам российской прессы