Правило1. Реальное тяговое усилие лебёдки должно не менее чем в полтора раза превышать полную массу автомобиля. При этом следует учитывать, что тяговое усилие, написанное на лебёдке, соответствует лишь первому ряду намотки троса на её барабане, а к последнему ряду (пятому или шестому) снижается ещё в полтора раза.При определении "полной массы" автомобиля полезно к паспортным данным добавить вес кенгурятника, порогов, фаркопа, нестандартных колёс, кондиционера, дополнительной электроники, походного снаряжения (канистры, палатки, сэнд-траки, запчасти, хай-джеки, доп. запаски и пр.) и ещё не забыть про массу водителя и пассажиров.
Правило2. Всегда одевайте при работе с лебёдкой специальные перчатки с утолщением на кончиках пальцев или брезентовые рукавицы. Не используйте матерчатые перчатки, в случаи чего, их затащит в лебёдку вместе с рукой.
Правило3. Не стойте рядом или по продолжению направления натянутого троса. Сильно натянутый трос может лопнуть, разлетаясь в противоположные стороны, концами покалечить близко стоящих. Поэтому используйте специальное приспособление (железяка с крюком), либо на середину натянутого троса положите куртку, спальник, бревно и т.п., чтобы погасить разлёт.
Правило4. Нельзя перешагивать через натянутый трос лебёдки.
Правило5. При вытаскивании машины следует всегда разматывать трос лебёдки на максимально возможную длину. Потому что, во-первых - на первом ряду намотки троса на барабане наибольшее тяговое усилие лебёдки, а во-вторых - чем длиннее выпущенный металлический трос, тем больше его упругость - и, соответственно, меньше вероятность того, что он лопнет под большой нагрузкой.
Правило6. При размотке троса с барабана его следует держать в натяжении, чтобы он не запутался.
Правило7. При полном роспуске троса нельзя оставлять на барабане меньше пяти витков. Иначе под нагрузкой сразу вырвете трос с крепления.
Правило8. Если трос сорвало с барабана, или просто порвало, его можно закрепить обратно обычным широким скотчем (но только если трос достаточно гибкий, тоньше 9 мм). Конец троса приматывают скотчем вдоль барабана, а затем закрепляют, плотно и с натяжением наматывая трос сверху. В таком случае на барабане всегда должен оставаться примерно один слой, чтобы трос снова не размотался и не слетел. При разрыве троса, можно, расплетя его с обоих концов 20-30 см, затем заплести его как косу.
Правило9. Если в пути приходится часто пользоваться лебёдкой, то правильнее будет полностью размотанный трос лебёдки аккуратно намотать на специально для этого сделанные крюки, или кенгурятник, и т.п.
Правило10. При работе лебёдка потребляет большой ток. Поэтому желательно иметь два аккумулятора и при этом не глушить двигатель машины, а по возможности ещё и добавить ему оборотов.
Правило11. Зацеплять трос за дерево или другой "якорь" следует как можно ниже к земле. Если поблизости нет мощных деревьев и валунов, то в качестве "якоря" можно использовать несколько хлипких деревьев или кустов, обвязав их вместе или зарыть в землю колья, брёвна, запасное колесо, большую канистру, охапку сучьев, сэнд-трак и т.п.
При использовании в качестве якоря близ растущие деревья надо использовать корозащитную стропу.
Правило12. При наматывании троса на барабан лебёдки надо следить, чтобы его витки ложились ровно друг к другу по всей длине барабана. Иначе, если трос будет сбиваться в кучу в одном из углов лебёдки, то эта куча может "заклинить" за её корпус, а в результате - "залом" троса или "спаленный" мотор лебёдки. Если трос все же "закусило" (обычно такое происходит у щеки барабана), то, закрепив его за дерево или другой прочно стоящий предмет и переключив лебедку в ненагруженное положение, трос очень легко освобождается при движении машины назад.
Лебедки.
При борьбе с бездорожьем лебёдка - вещь необычайно полезная, а на многих соревнованиях и мероприятиях - жизненно необходимая или обязательная (Чемпионат и Кубок России по трофи рейдам, «Ладога - трофи», «Rainforest Challenge», «SuperSilvania - Trophy», «Outback Challenge - Australia» и др.).
Лебедки для внедорожников выпускаются в настоящее время трех видов: электрические, гидравлические и механические. Самые распространенные из них, безусловно, электрические. Фирм-производителей много, причем как со сложившимся уже мировым именем, так и прорывающихся на рынок, в основном, с территории Китая. «Электрика» отличается простотой конструкции, легкостью монтажа, удобством в использовании, способностью работать при выключенном моторе автомобиля. Недостатки - очень большое потребление электроэнергии из бортовой сети и уменьшение «тяги» со временем из-за коррозии, ветшания и т.п. элементов негерметичного электродвигателя.
Механические лебедки - это, пожалуй, наиболее давно выпускаемые средства самоспасения внедорожника из грязи. Они очень надежны, чрезвычайно неприхотливы и мощны. По этой причине у людей, знающих толк в подобной технике, эти лебедки пользуется устойчивой популярностью и уважением. Минусы: для того, чтобы их установить, нужно иметь раздаточную коробку, допускающую установку коробки отбора мощности, от которой, собственно говоря, и получает крутящий момент лебедка. Второй минус - невозможность работы многих механических лебедок при выключенном моторе автомобиля. Хотя на некоторых моделях предусмотрена (или только заложена) возможность «кручения» редуктора лебедки вручную (в одну или в обе стороны). Третий минус - новая «механика» - вещь не просто дорогая, а супердорогая (стоимость хорошей подержанной - не менее 1000 у.е.).
Гидромотор гидравлических лебедок, как правило, приводится в действие насосом гидроусилителя руля. Гидромотор гораздо надежнее электрического, кроме того, он герметичен и из-за этого лебедка может без риска для «жизни» работать под водой. При перегрузках запросто можно сжечь мотор электрической лебедки, «срезать шпонку» у механической лебедки, а гидравлический мотор просто остановится, «попросив» таким образом пустить трос через один-два блока. Другой большой плюс гидравлической лебедки - практически полное отсутствие потребления электроэнергии от бортовой сети автомобиля. Но есть и минусы. Первый - скорость сматывания троса у «гидравлики» в два раза медленнее, чем у «электрики». Второй минус - если установлен единственный насос ГУР и на руль и на лебедку - не получается проворачивать руль во время работы лебедки - мощности насоса гидроусилителя не хватает на обоих потребителей. Третий минус - гидравлическая лебедка работает только тогда, когда работает мотор автомобиля.
Из отечественных лебедок на сегодняшний момент, исходя из опыта эксплуатации, для внедорожных автомобилей весом до 2 тонн предпочтительнее выбрать по параметрам цена-надежность-производительность так называемую «питерскую» лебедку АР-9000. При подготовке страницы были использованы фрагменты статьи Александра Болтова «Гидротяга». Журнал «Полный Привод 4х4» 2/2004.
| |