FIM (международная мотоциклетная федерация) и национальные федерации устанавливают свои правила для мотогонок различного класса.
Вобщем, все правила проведения мотогонок можно разделить на три больших раздела: 1) Правила поведения участников 2) Технический регламент соревнований 3) Система управления и судейства
Значительно отличаются друг от друга технический регламент и системы управления и судейства. Это обусловлено разницей в классах, весовыми категориями, кубатурами, и даже полом гонщиков. Соответственно, различны и системы подсчета очков и принципов судейства в различных чемпионатах и кубках.
Правила поведения участников обычно не сильно различаются от чемпионата к чемпионату, и лишь в деталях. Система оповещения гонщиков во время проведения соревнований - с помощью разноцветных флагов, - одино из таких незыблемых правил. Разумеется, гонщики должны знать эту систему на зубок, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Например, Валентино Росси случайно (или намеренно?) принебрег показанным ему сигналом опасности на трассе - желтым флагом, проехал не сбавляя скорости и обогнал при этом пару гонщиков, сбавивших по правилам скорость. И что же? Росси пришел первым в Донингтоне в тот день, но за игнорирование желтого флага был наказан 10-секундным штрафом, что сделало из него не золотого, а лишь бронзового призера гонки.
В скором времени мы надеемся разместить здесь полную энциклопедию действующих правил различных чемпионатов.
Флаги: что они означают
Следует учесть, что система флагов едина практически для всех видов авто- и мотоспорта, за небольшими исключениями в деталях исполнения предписаний комиссаров и стюартов. Так что, изучив раз правила флагов, вы можете смело и со знанием дела наблюдать за любыми гонками!!!
ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАГ
1. Его показывают в начале гонки, когда загорается зеленый свет или гаснет красный (как в MotoGP). Это означает, что гонка началась. Флаг убирают после того, как лидер проходит первый круг.
2. В случае рестарта гонки или после действия желтого флага, зеленый флаг показывает, что ограничения, наложенные желтым флагом сняты.
ФЛАГ РЕСТАРТА ГОНКИ
1. Означает, что все гонщики должны снизить скорость и прибыть на стартовую гряду для нового построения и старта. В некоторых случаях, вместо этого флага показывается красный флаг, что означает, что гонка будет рестартовать после паузы, и все должны вернуться в паддоки.
2. Также означает, что на трассе могут находиться разливы масла, бензина, воды или другие непреодолимые обстоятельства, мешающие продолжить гонку и требущие вмешательства обслуживающего персонала.
ЖЕЛТЫЙ ФЛАГ
1. Флаг показывает, что в зоне действия поста или на близлежащем посту в пределах трассы находится какая-то опасность. Это может быть упавший мотоцикл, либо помеха, либо что-то еще, что в случае столкновения может нанести серьезный вред гонщикам.
2. Во время действия желтого флага запрещается совершать обгонные маневры, необходимо сохранять свою позицию на трассе на момент возникновения ситуации, а также снизить скорость. Новые поправки в MotoGP также предписывают снижать скорость до минимально возможной, так как за желтым флагом может последать красный или флаг рестарта.
3. Нарушение правил желтого флага влекут за собой штрафные санкции для гонщика.
КРАСНЫЙ ФЛАГ
1. Показывается в случае возникновения какой-либо неустранимой проблемы на трассе, либо в случае серьезной аварии, которая морально или физически может нанести вред другим гонщикам.
2. После возникновения ситуации с красным флагом, гонщики обязаны максимально снизить скорость, запрещаются обгоны, останавливается счет времени, все позиции сохраняются. Гонщики должны незамедлительно направиться в паддоки и ждать дальнейших указаний комиссаров.
3. Если ситуация возникает на первом круге гонки, гонка полностью рестартует с нулевой отметки. Если же ситуация возникает по прошествии одного и более кругов, рестарт будет производиться с N-ного круга, с сохранением текущих позиций гонщиков на трассе.
4. В зависимости от класса чемпионата, в случае прохождения от 50 до 90% дистанции, при возникновении ситуации, гонка может быть признана завершенной, если однозначно возможно определить победителя, что и решает комиссия в центре управления гонкой.
СИНИЙ ФЛАГ
Сигнал комисара, означающий, что позади гонщика идет более быстрый спортсмен, и чтобы тот не мешал и не тормозил его. Иными словами, уступи дорогу.
ЧЕРНЫЙ ФЛАГ
1. Если какой-то гонщик является серьезной помехой в гонке (поломка мотоцикла, либо исключительно низкий темп), но не желает самостоятельно покидать дистанцию, к нему может быть предпринята мера принудительного удаления с трассы - черный флаг.
2. Гонщик должен принять максимально безопасное положение на трассе и покинуть ее в ближайшем удобном месте либо в паддоки.
3. Впринципе, черный флаг может также показывать гонщику, что продолжение гонки для него нецелесообразно (например, после прохождения N-ного круга, после которого ему автоматически начисляются очки за финиш, например, если количество финишировавших меньше необходимого).
БЕЛЫЙ ФЛАГ
Чисто информативный сигнал. Показывает, что лидеру гонки до финиша осталось пройти один круг.
КЛЕТЧАТЫЙ ФЛАГ
1. Означает, что лидер гонки прошел дистанцию полностью.
2. После финиша лидера, остальные гонщики, имеющие отставание менее одного целого круга, обязаны проехать через финишную черту, затем покинуть трассу.
3. Остальные гонщики, имеющие отставание более одного круга ("круговые"), должны завершить текущий круг, проехать через финишную черту и покинуть трассу.
4. Гонщики, имеющие отставание, превышающее количество кругов необходимых для зачета гонки, могут покинуть дистанцию и направиться в паддоки.
5. Счет времени отставания и кругов отставания фиксируется на момент возникновения ситуации с клетчатым флагом (финиша). Время финиша лидера гонки признается нулевой точкой отсчета отставания для остальных гонщиков.