Мотокроссы приобрели популярность во всем мире в 50-е годы ХХ века. Они вызвали большой интерес спортсменов и зрителей, побудив автомотоклубы многих стран, в том числе СССР, к организации таких соревнований. Возникла самостоятельная разновидность мотоциклетного спорта, появился новый, увеличивавшийся с каждым годом отряд гонщиков-кроссменов. Международная мотоциклетная федерация (ФИМ) определила условия проведения регулярных чемпионатов Европы, было достигнуто единство взглядов относительно технических характеристик мотоциклов, определены основные требования к трассам. В СССР также сложилась чёткая хорошо отлаженная система проведения мотокроссов, образовался мощный тренерский институт. Эта система полностью себя оправдывала и приносила плоды: с начала 60-х и по 80-е годы советские спортсмены были одними из лучших в мире. В городах и селах СССР работали сотни спортивно-технических клубов, в которых квалифицированные тренеры готовили будущих чемпионов. Эти клубы спонсировались государством, в них формировались команды, которые имели возможность выступать в районных, областных, зональных, всероссийских, затем во всесоюзных и международных мотокроссах. Молодым спортсменам было на кого ориентироваться. На слуху были имена лидеров - чемпионов и призеров мировых чемпионатов Игоря Григорьева, Виктора Арбекова, Геннадия Моисеева, Владимира Кавинова, Валерия Корнеева, Владимира и Юрия Худяковых, Анатолия Овчинникова, Евгения Петушкова... Огромная заслуга принадлежит тренеру сборной по мотокроссу мастеру спорта СССР Юрию Игнатьевичу Трофимцу, который в 70-е годы сделал сборную СССР сильнейшей в мире. Вся мотоциклетная Европа и мир хорошо знают и до сих пор используют методику этого великого тренера. Система подготовки спортсменов была поставлена на научную основу, начиная с самых простых, но основополагающих вещей: постоянный медицинский контроль при нагрузках, пошаговое наращивание мастерства и т.п.
Но в 90-е годы эта система была полностью разрушена перекройкой власти, политической нестабильностью в стране. Исчез порядок, а в таких условиях о высоких результатах говорить не приходится. Число спортсменов регулярно занимающихся мотокроссом снизилось с 15 тысяч до приблизительно 1 тысячи. Для сравнения: в такой стране, как Швеция, это число на порядок больше, при том что численность населения нашей страны многократно выше. Мотокросс превратился в спорт для имущих, но не для простых людей, которым не под силу покупка импортной мототехники и оплата выездов на соревнования. Руководители страны с трибун и государственная статистика со страниц печати говорят нам, что подавляющее большинство народа в нашей стране живёт сегодня за чертой бедности. Значит, нам надо искать пути, чтобы сделать мотокросс доступнее для этого богатого энтузиазмом и талантами народного большинства, потому что мы-то знаем точно, что в СССР все чемпионы мира по мотокроссу были родом именно из простых семей.
Парадоксальность ситуации, сложившейся сегодня с российским мотокроссом, заключается в том, что состоятельные родители, которые приводят своих детей в этот вид спорта, сами же все и губят. Каждый родитель пытается переиграть возрастные группы, правила соревнований, уставы, регламенты таким образом, чтобы они стали более выгодными и подходящими именно для их ребенка. Серьезнейшие проблемы и с подготовительными сборами к сезону. Например, на абсолютном большинстве таких сборов не присутствуют медики! Это, мягко говоря, недопустимо и весьма опасно. Как правило, сборы проводят люди с высшим физкультурным образованием, но и они не знают элементарного - к примеру, зачем спортсменам измерять давление при нагрузках. В результате то, что у нас в стране называется мотокроссом, отнюдь таковым сегодня не является, это самая настоящая показуха, направленная на выяснение того, кто из родителей или тренеров лучше и круче. Вопрос с состоянием мотокросса в стране не только больной и очевидный, он давно пущен на самотек Федерацией, ответственной за представление сборных России на международной арене, и уже перешел в стадию разложения. Ею в течение уже многих лет не издано ни одного пособия или методических рекомендаций для повышения уровня тренеров - общественников, на которых всегда держался массовый мотокросс страны - источник новых имен, юных талантов, основа высшего спортивного мастерства.
В народе говорят: вставши на ноги, помни о руках, тебя поднявших. Сегодня тренеры, окончившие по специальности институты физкультуры, не стараются отдать часть того, что было вложено в них государством (знания, умения, навыки). Почти не осталось людей, заинтересованных в том, чтобы развивать мотоспорт и довести его до должного уровня. На первом месте у большинства стоит финансовая якобы проблема. На самом деле проблема в другом - нет заинтересованных людей. Как только спортсмен начинает что-то из себя представлять, он ищет способ, как на этом заработать, но к спорту это никакого отношения не имеет. Все должно быть наоборот: сначала спорт, потом все остальное. Должно быть большое желание. При малейших успехах у ребят появляется звездная болезнь и мания величия.
Слава Богу, что понятие «спорт» еще остается самим собой в классах 50, 60 и 80 куб см. Дети младшего возраста искренне борются, по-спортивному переживают после своих неудач. Как только дело касается классов 125 и 250, у гонщика мысль одна - заработать денег. Но в мировом рейтинге такой наш спортсмен не представляет собой ничего. Никто из сегодняшней сборной России не способен переносить нагрузки соревнований мирового уровня, не обладает должной скоростной выносливостью. Но самое удручающее в том, что абсолютное большинство наших спортсменов к этому и не стремится: слишком много и упорно надо тренироваться, чтобы стать лучшим в мире, слишком многим для этого надо жертвовать, причем, как говориться, без оглядки на будущее.
Да что там говорить! И прошлое мы как следует помнить не умеем. Как так получилось, что наш первый чемпион мира и Виктор Арбеков практически забыт и не является авторитетом для молодых российских гонщиков (сомневаюсь, что его фамилия вообще многим из них известна)? Ссылки на то, что это дела давно минувших дней, что сегодня все изменилось, лишь беспомощный способ спрятаться от проблемы. Мастерство никуда не исчезает, оно либо есть, либо его нет. Я, выезжая в составе сборной СССР за рубеж, помню, как во время соревнований к нам подходили иностранные спортсмены и спрашивали, какие места мы занимаем на чемпионате СССР. Они знали, на каком уровне находится мотокросс в нашей стране! Тогда на чемпионате мира в классе 125 куб. см. мы были в десятке лучших, в классе 250 куб. см. - чемпионами и вице чемпионами мира, в классе 500 куб. см входили в десятку сильнейших в мировом рейтинге.
И сегодня наши спортсмены выезжают за рубеж на личные и командные чемпионаты Европы. Но пора запомнить: лишь чемпионат мира отражает истинный уровень мастерства спортсмена или команды. А командные чемпионаты мира последних лет, в частности 2004 года, к сожалению, показали атрофию нации - наши спортсмены с трудом заняли место в конце 20-ки. Но Федерация и тренеры устроили по этому поводу такой праздник, а в СМИ появились такие пафосные статьи, что, ей-богу, создалось впечатление, что мы впереди планеты всей. Что-что, а пыль в глаза пустить у нас умеют. Самое обидное, что никто не расстроился, а ведь наши соотечественники за заезд длиной 35 мин. + 2 круга все получили по два с половиной круга, теряя на каждом кругу в среднем по 15-20 секунд не от лидера, а от спортсменов первой десятки. Кому тут надо что-то объяснять? В стране нет должного уровня, нет громких имен и звездных спортсменов. Пока не будет уровня, не будет ничего. Вместо мотокросса у нас сегодня самая настоящая тусовка, разбавленная выяснением личных отношений.
Ошибочно мнение части любителей мотокросса о том, что из соревнований надо делать шоу. Пока не будет в стране имен, не будет и интереса. Люди всегда ходят на имена (помните, раньше в хоккее ходили на Фирсова, Харламова...). Не получится сделать красивое соревнование без спортсменов высокого уровня. И надо, чтобы это были талантливые отечественные гонщики.
Как поднять уровень спортсменов и рейтинг страны в таком виде спорта, как мотокросс? Посмотрим, кто сегодня занимает лидирующие позиции в мире и попробуем ответить на вопрос - почему. Лидерами мотокросса являются спортсмены из США и из других стран капиталистического мира. И, прежде всего потому, что у них существует продуманная и действенная система подготовки и контроля спортсменов с самого детства. Высокая организация тренировок, отличная материально-техническая база и государственная политика, поддерживающая интерес к экстремальным видам спорта делают свое дело - мотоспорт на западе популярен и с раннего возраста привлекает в свои ряды девчонок и мальчишек. Почему бы нам не обратиться и к собственному прошлому опыту, учитывая современный опыт западных коллег? Сегодня наша задача - ликвидация всеобщей безграмотности в мотоспорте через окружные и всероссийские семинары для общественных тренеров-инструкторов, донесение специальных знаний до тех, кто хочет заниматься подготовкой мотокроссменов, обмен опытом, привлечение всех средств современной науки. Чтобы были имена, надо нацеливать ребят на самый высокий уровень с детства. Грамотно, осторожно, так, как это делалось в старые добрые времена. Возрождение спорта - тяжелый, кропотливый труд во всех возможных направлениях. И в этой связи нельзя не отметить появление первых в истории России детских и взрослых спортивных мотоциклов, изготавливаемых на «Иж-мото» в Удмуртии. Их не следует сравнивать с лучшими марками мира, рассказывая насколько двигатель у тех мощнее, а у этих слабее и т.п. Потому что с этими мотоциклами, за счет их многократно большей доступности для населения, можно сделать главное: вовлечь в мотоспорт российскую молодежь из бедных слоев, которая уже потеряла надежду приобщиться к технической культуре, и у которой из-за этого формируется комплекс неполноценности на всю оставшуюся жизнь. Я уже не говорю о том, что здесь мы одновременно содействуем подъему отечественного производителя, создаём новые рабочие места, препятствуем вывозу капитала за рубеж.
Ясно, что результаты мирового уровня могут быть достигнуты только на соответствующем мотоцикле, но, уверен, для начинающего мотокроссмена мотоцикл мирового уровня вовсе не обязателен и даже опасен. От простого - к сложному, вот залог успеха и сохранения здоровья занимающихся мотоспортом. И если рост и поддержание высшего мастерства во многом определяется объёмом выполненной спортсменом работы во время регулярных тренировок, то общий уровень мотокросса напрямую зависит от его массовости и конкуренции на самом начальном уровне подготовки гонщиков с использованием наиболее доступной техники.
Удорожание занятий мотокроссом усугубляется также бестолковой модой на использование шипованых шин в зимний период. Это, кстати, является нарушением установленных ФИМ правил. А внедрена эта мода теми, кто никогда не был способен достойно управлять мотоциклом на зимней трассе (впрочем, как на летней), а сегодня, заимев деньги и связи, вдруг стал в России спортивным законодателем. По большому счету это - преступление перед теми, кто занимается в нашей стране мотокроссом. «Деньги - на ветер плюс девальвация мастерства» вот что означает эта вредная мода. Иногда слышишь от участников всероссийских зимних соревнований, что они бы бросили участвовать в соревнованиях, если бы правила вновь запретили все средства противоскольжения. И тогда с особой остротой начинаешь понимать, в какую же глубокую яму мы скатились, если на старт высших соревнований нашей страны допускаются такие «мастера».
Давайте вместе возродим систему, чтобы вновь увидеть российский флаг, поднятый над пьедесталом почета на чемпионате мира по мотокроссу. Ну а начало этому возрождению может положить, на мой взгляд, честное признание всеми нами того факта, что настоящего мотокросса в России сегодня нет.
Старший тренер по мотокроссу НРМФ,
тренер команды «Красные Крылья»,
мастер спорта СССР
Висоцкас С.С.
г. Москва, 31.07.2007. |