Бортовые камеры и экшнкамы
Рассмотрим несколько камер, кои можно купить не выходя из дома, например через Интернет. Забегая вперед, хочется отметить, что мы использовали три разных камеры на базе карточек SD и microSD в съемках мотогонок «от первого лица» в сезоне 2008 года, у каждой есть свои преимущества и недостатки. Начать обзор хочется с очень удобной и компактной камеры VholdR. Камера может быть установлена под любым углом: объектив поворачивается вокруг оси на 190 градусов, а затем калибруется при помощи двух встроенных лазерных маркеров. Эргономичный прибор легко закрепить на любой плоской поверхности, используя двухсторонний скотч или штатные крепления. Запись идет на ультракомпактную карту microSD объемом до 2Gb (около 2 часов непрерывной записи). На деле, Li-On батареи хватает на полтора часа. Камера управляется всего одной кнопкой (On/Off), запись активируется слайдером, который легко переключать даже в перчатке. VholdR заявлена как пыле- и влагоустойчивая камера, но НЕ непромокаемая. Одно из главных технологических достоинств – оптический стабилизатор, сглаживающий до 80% вибраций. Такой камерой мы снимали on-board на Чемпионате России по шоссейно-кольцевым мотогонкам, на этапах Чемпионата России по Супермото и Минимото. Результат съемки – 30-кадровый AVI размером 640x480 точек, вполне качественный, чтобы использовать при монтаже телевизионных программ. Их вы могли видеть в еженедельной передаче «Овердрайв» на телеканале 7ТВ. Во время эксплуатации всплыло несколько врожденных болезней, одна из которых – боязнь вибраций. Батарею и контакты пришлось фиксировать, ведь при сбросе питания, текущий ролик … не сохраняется! В остальном, максимально удобное устройство. Стоимость в магазинах Москвы колеблется от 10500 до 12500 рублей. Карта памяти на 2 Gb – около 400 рублей. Камера чувствительна к качеству карточек памяти, лучше не рисковать и купить карту в проверенном месте и с гарантией, чем сэкономить 100 рублей и жалеть о потерянных кадрах. Второе место по соотношению цена-качество может занять крайне популярная ATC2K или ATC-2000. Камера предназначена для самого широкого круга применения: от мотофристайла до горных лыж. Основной метод крепления – на шлем, но можно пристроить ATC и на любую другую поверхность (двухсторонний скотч никто не отменял!) Запись в формате AVI 30 fps 640x480 осуществляется на полноразмерную SD карту объемом до 2 Gb. Как и в случае с VholdR, на полном заряде батарей условно можно сделать до 2 часов записи. Полезный хронометраж обусловлен погодными условиями, температурой и так далее – на деле, также не более полутора часов. Во время эксплуатации мы обнаружили примерно те же проблемы, что и с VholdR – чувствительность к вибрациям и требовательность к карточкам памяти. Пару раз камера нас подвела. Эх, какие кадры не попали в эфир!.. Зато тест мотофристайлом ATC-2000 прошла: все бортовые записи на FMX Masters с мотоцикла Леши Колесникова осуществлялись именно этой камерой. Цена в Москве – около 4500 рублей. Карта памяти – от 250 рублей. Тестовые видео в полном формате 640x480 можно увидеть внизу страницы.
Третье место по очереди, но не по значению за серией Digital Hero. Сейчас можно купить камеру третьего поколения с 3-мегапиксельной матрицей (качество картинки увеличивается прямо пропорционально количеству точек) за несравнимо меньшие деньги, чем год назад – около 7000 рублей! Камера имеет ряд преимуществ, таких как высокое качество записи, полная водонепроницаемость (до 30 м) и полноценная стеклянная линза объектива. Однако есть и недостаток: ориентирована на «экстремальное» применение – велосипеды, горные лыжи и мотокросс, чем обусловлен единственный способ крепления – на шлем или на запястье. Надо отметить, что многие известные мотофристайлеры сейчас используют такие камеры. По крайней мере, на Red Bull X-Fighters в Варшаве на шлемах Мэта Рибо и Робби Мэддисона я видел именно Digital Hero.
В 2009 году в продажу поступила новая версия этой популярной камеры – GoPro Hero. От предшественника отличается набором крепежей и 170-градусной оптикой. В техническом и математическом плане – та же камера, только чуть универсальней, да и динамику передает лучше за счет невероятно широкого угла обзора. Цена около 9000 рублей.
Для искушенных видеоманов есть и свои деликатесы: полупрофессиональные камеры серии ELMO SUV CAM с выносным объективом высокой четкости Sony со стабилизацией и коррекцией изображения. Противоударный и влагонепроницаемый блок рекордера снабжен 2.2-дюймовым TFT экраном для просмотра записи в режиме Live и Replay. Вобщем, полноценная видеокамера с оптическим шнуром, позволяющим закреплять объектив на любой поверхности на расстоянии до 1.5 метров. Цена устройства соответствует предназначению и технологиям – от 33000 рублей. На SD карту объемом 2 Gb помещается до 33 минут высококачественного видео формата ASF (совместим с MPEG4) с разрешением 704x480 пикселей.
Новинкой полупрофессиональных бортовых камер со встроенной «жесткой памятью» в 2009 году стала камера VIO POV.1 32-битный процессор обрабатывает видеопоток с CMOS-сенсора в 12-битном цвете и пишет его на 2Gb SD карточку. Есть два режима записи: блоками или непрерывно. Это очень важная инновация: вспомните, как обидно нам было упустить пару горячих моментов в гонках из-за обрыва питания – 20-минутное видео не сохранилось! При блочном режиме «LOOP» можно не бояться за весь фильм целиком. Даже если аккумулятор сядет в самый ответственный момент, остальные клипы будут уже записаны на карту и не пострадают. По сути, это полноценная видеокамера, которая позволяет делать фильмы с разрешением до 720x480 точек и 30 кадров в секунду. Выносной светосильный объектив с широким углом в 110 градусов оснащен чувствительным микрофоном. К испытаниям этой камеры мы приступим весной, сразу как сойдет снег. Предполагаемая цена на actioncams.ru – около $900
Пара советов начинающим спилбергам !
Как установить камеру, чтобы фильм получился динамичным? Во-первых, во время съемки обязательно используйте несколько разных ракурсов. Одного «общего плана» и асфальта в кадре будет явно не достаточно. Во-вторых, никогда не снимайте приборную панель, если только не ставите перед собой цель похвастаться достижениями максимальной скорости. Наличие спидометра в кадре отвлекает и визуально снижает скорость объектов вокруг. В-третьих, используйте «динамические детали» - то, что нас так привлекает в телевизионной картинке с MotoGP: работа отдельных узлов мотоцикла в различных условиях. Не забывайте, что место для установки должно быть безопасным. Вы же не хотите, чтобы на полном ходу ваш дорогостоящий прибор отвалился и попал прямо в цепь или под колесо? Выбирайте одну из следующих позиций: на гладкой поверхности (рама, пластик облицовки или открытая площадка) с прямой видимостью одного из объектов, постоянно находящихся в движении – переднее или заднее колесо, вилка, задний амортизатор, ступица колеса и так далее. Не брезгуйте дополнительным мерами безопасности: надежно закрепляйте камеру, армированный скотч и пластиковые стяжки вам в помощь! Большинство объективов бортовых камер широкоугольные и рассчитаны на съемку общего плана, нежели отдельных деталей. Не бойтесь размещать камеру ближе к объекту (например, колесу), скорее всего, она сфокусируется даже с расстояния в 5-7 см. При этом, учтите, что камера сфокусируется на объекте, преобладающем в кадре: хотите иметь вид трассы из-под переднего колеса – направьте камеру не на колесо, а чуть в сторону. В идеале – прямо по ходу. Установка камеры на шлем – часто применяемый прием. В нем есть свои плюсы и минусы. Камера показывает то, что видит пилот. Однако чаще всего при этом в кадр попадают посторонние объекты: например, козырек и другие части шлема (объектив-то широкий!), это, конечно же, снижает качество материала. Во время монтажа своего видео, используйте опыт известных видеорежиссеров – чаще обращайтесь к проверенным записям с мотогонок: как были подобраны ракурсы в обзорных видео после заездов? Эти картинки «нарезаны» уже после прямого эфира, где выбор камер не всегда идеален. В обзорные видео (highlights – наиболее яркие моменты) идут только лучше последовательности кадров и ракурсов. И, главное, не "затягивайте" картинку: долгий монотонный ракурс утомляет! Удачи в творчестве.
Видео, найденное на YouTube HQ: GoPro 5, установленная на кроссовом мотоцикле:
|