ЧАСТЬ I. НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬ ЕЗДИТЬ, ИЗБЕГАЯ ОШИБОК
Бритни Спаркс, 10 лет, ее брат Брэндон, 13 лет, и их отец, Гленн, 38 лет.
День выдался облачным и промозглым, и через несколько часов уже стемнеет. Бритни Спаркс, 10 лет, ее брат Брэндон, 13 лет, и их отец, Гленн, 38 лет, приехали в мотопарк Hocking Trail Riders в Логане, штат Огайо. Хотя до темноты остается совсем немного, семья собирается провести время в парке с максимальной пользой.
Бритни практически ни чем не отличается от других детей. Утром она идет в школу, потом делает уроки, но теперь пришло время отдохнуть и развлечься.
Но тогда как большинство ребят сидят перед телевизором с игровой приставкой, Бритни предпочитает проводить время с отцом и старшим братом - преодолевая грязь, покоряя холмы, штурмуя скалы и бревна на двухколесном внедорожнике весом 58 кг.
Можно не сомневаться, что шлем скрывает ее широкую, жизнерадостную улыбку.
Может, такая ситуация вам знакома? Возможно, ваш десятилетний ребенок любит двухколесные машины так же, как Бритни. Вероятно, ваш сын или дочь просят купить им первый мотоцикл. Но вы, может быть, думаете, что такие подарки делать еще рано или опасно.
Не так легко решиться стать мотоциклистом, особенно когда речь идет о ваших детях. Родители должны хорошо обдумать целый ряд физических, эмоциональных и ментальных факторов.
Мы попробуем вам помочь. В этой статье мы рассмотрим многие вопросы, которые возникают у родителей, когда они принимают решение о покупке самого первого мотоцикла для своего ребенка.
В каком возрасте не рано начинать ездить? С какими трудностями столкнется ваш ребенок? Где ваш ребенок может научиться ездить? Как правильно выбрать мотоцикл для начинающего? Какую экипировку необходимо купить? Где можно ездить безопасно и ответственно?
Если вас интересуют ответы на эти вопросы, прочитайте наши рекомендации.
Готов ли ваш ребенок к мотоциклу?
Бритни и ее брат не сразу сели на мотоциклы и начали кататься.
Хотя их отец сам является мотоциклистом, он поступил так, как советуют профессионалы: Он разрешил своим детям учиться ездить на мотоциклах, принимая решение головой, а не сердцем.
"Оба ребенка начинали учиться ездить в своем собственном темпе, и сначала они учились контролировать скорость и тормозить," говорит отец. "Но прошло не так много времени, и они стали ездить все лучше и лучше, совершенствуя свои навыки".
Подходя к данному виду спорта внимательно и осторожно, Спаркс сумел избежать одной из самых серьезных ошибок - он не стал насаждать своим детям увлечение мотоциклами только потому, что он сам очень любит ездить. Он не стал опережать события.
Лишь немногие люди могут дать более профессиональные рекомендации, чем Дон Уилсон (Don Wilson), который руководит курсом "Обучение мотоциклистов на Хондах" (Honda's Rider Education) и Центром Изучения Окружающей Среды (Environmental Learning Center) в Алфаретта, штат Джорджия. В этом центре работают инструкторы с сертификатами MSF (Фонд Мотоциклетной Безопасности), которые учат ездить на двухколесных машинах и внимательно относиться к окружающей среде.
Уилсон считает, что если ребенок начинает ездить на мотоцикле только потому, что на мотоциклах любит ездить его отец - это одна из самых плохих побудительных причин.
"Ситуация схожа со стереотипным отношением родителей, которые увлекаются бейсболом," говорит Уилсон. "Понимаете, ребенок не хочет этим заниматься, но родители заставляют его, навязывают свое мнение: "Я играл в бейсбол, поэтому теперь ты тоже будешь играть в бейсбол". Суть заключается в том, что если ребенок не хочет чем-то заниматься, он не будет учиться это делать".
Итак, первый шаг в понимании того, готов ли ваш ребенок учиться управлять мотоциклом, заключается в том, чтобы выяснить, а действительно ли его это интересует? Большинство родителей, которые любят ездить на мотоциклах, стремятся передать свое увлечение следующему поколению, но интерес должен исходить от самого ребенка!
Второй шаг заключается в определении, готов ли ваш ребенок физически к тому, чтобы ездить на мотоцикле, отмечает Роб Гладден (Rob Gladden), менеджер программ Фонда Мотоциклетной Безопасности. Этот человек знает, на что нужно обратить внимание, потому что он отвечает за курсы MSF DirtBike School для начинающих мотоциклистов, и он разрабатывает программы обучения для детей.
Прежде чем вы начнете учить своих детей ездить на мотоцикле, говорит он, нужно убедиться, что они могут свободно ставить обе ноги на землю, сидя в седле байка, на котором они будут ездить. Они должны легко доставать до рычагов управления, и у них должно быть достаточно силы для того, чтобы управлять ручками. И они должны быть достаточно сильными для того, чтобы толкать мотоцикл и поднимать его с земли.
Кроме того, существует ментальный, психологический аспект, который сложнее оценить, и от родителей требуется очень внимательный подход.
"Может ли ребенок понять и оценить риск, почувствовать риск и сократить этот риск, насколько это возможно?" задает вопрос Гладден.
В то время как большинство родителей учит кататься своих детей самостоятельно, стоит подумать и о том, чтобы, по возможности, отдать своего ребенка в мотокроссовую школу для начинающих, в которой не устраивают соревнования/гонки.
Одним из самых больших преимуществ подобных школ, отмечает Гладден, является тот факт, что ребенка учит "незаинтересованная третья сторона", другими словами, учит тренер, который не является родителем этого ребенка.
"Очень часто дети не слушают советов своего отца, но они слушаются инструктора," продолжает Гладден. "Иногда, несмотря на самые лучшие побуждения, родители не могут дать наилучшей рекомендации или совета".
Гладден отмечает и еще одно преимущество школы: "Тренер предоставляет в распоряжение родителей обучающий инструмент, который неоднократно доказывал свою состоятельность в других видах спорта. А именно: родители могут сказать своему ребенку: "Помнишь, твой тренер говорил, что…" И, как правило, эта фраза звучит для ребенка убедительнее.
Риски, опасности и препятствия
Любой вид деятельности включает в себя элемент риска. В то время как вы не можете избежать риска, связанного с вождением мотоцикла, вы можете значительно снизить степень этого риска, благодаря продуманной подготовке и внимательному отношению к превентивным мерам.
Бритни и Брэндон говорят, что они даже мысли не допускают, что заведут мотоцикл, если на них нет защитной экипировки. Но даже если бы они захотели это сделать, отец не позволил бы им кататься без защиты.
Спаркс знает, что для безопасного вождения мотоцикла соответствующая мотоэкипировка играет жизненно важную роль. И хорошая экипировка не обязательно должна стоить целое состояние.
Можно начать с базового комплекта экипировки, в который входят мотошлем, очки, ботинки, перчатки и штаны - этого хватит ребенку на самом начальном этапе изучения этого вида спорта. Если ребенку понравится ездить настолько, что он будет продолжать заниматься спортом, наиболее вероятно, что вы захотите купить более специализированную экипировку.
Уилсон подчеркивает, что чрезвычайно важно как можно раньше начать развивать в ребенке чувство личной безопасности.
"Мы не позволяем нашим детям без шлема даже просто сесть на мотоцикл," добавляет он.
Когда вы сократили степень физического риска, вам следует понять самый серьезный источник ментальной/психологической опасности. Как и в любом виде деятельности, в котором участвуют много детей, этот источник очевиден.
"Речь идет о давлении сверстников," говорит Уилсон. "Ребенок говорит сам себе: "Маленький Боб сделал это, значит, я тоже должен это сделать". Вы можете объяснить ребенку, что все обучаются новым навыкам в своем собственном темпе, но дети есть дети, и они подвержены давлению сверстников".
Как лучше всего бороться с давлением сверстников? Ответ: Родители должны сопровождать своих детей.
"На самом деле, очень важно, чтобы родители принимали активное участие в обучении ребенка," говорит Гладден. "Если есть такая возможность, родители должны ездить вместе со своими детьми, руководить ими. Мотокроссовый внедорожник - это вам не нянька".
Родитель, который катается вместе со своим ребенком, лучше всех может понять, когда его сын или дочь пытаются "прыгнуть выше головы", т.е. сделать то, к чему они еще не готовы. Они лучше могут почувствовать момент, когда следует остановить своего ребенка и объяснить ему что-то.
Кроме того, родители должны следить за появлением признаков того, что ребенку необходимо отдохнуть.
Обучение практическому вождению мотоцикла
Некоторым родителям повезло: у них в семье уже есть квалифицированный тренер.
Именно так Билл Кэппнер (Bill Kaeppner), 57 лет, который ездит на мотоциклах всю свою жизнь и научил ездить своих собственных детей, стал тренером своим внукам - Джено Мационе (Geno Macione), 11 лет, и Якобу Янгу (Jacob Young), 8 лет.
Они часто катаются в парке Hocking Trail Riders вместе с Бритни и Брэндоном. И, когда с ними разговариваешь, ты понимаешь, что им действительно очень нравится учиться ездить.
Джено, который сейчас ездит на байке Honda XR100, с широкой улыбкой на лице рассказывает о том, как он начинал ездить на "мистере полтиннике" (его дедушка объясняет, что так они называли Хонду MR50 середины 1970-х). Этот байк полностью оправдал себя, говорит Кэппнер: он помог научить ездить его сына, дочь, а теперь - и внуков.
"Сначала я просто по инерции съехал на этом байке с холма," увлеченно рассказывает Джено. "Я чувствовал такую радость, когда впервые завел его и поехал. Было очень круто!"
Но у большинства родителей нет в семье готового инструктора, который будет учить ваших детей. Следовательно, эти функции, всего скорее, придется взять на себя вам. Возможно, вам смогут помочь, если вы вступите в местный клуб, в котором многие родители работают инструкторами. Но если вы будете действовать самостоятельно, Уилсон предлагает не забывать о некоторых вещах.
Прежде всего, говорит Уилсон, родители сами должны изучить мотоцикл, что подразумевает, что они должны прочитать руководство пользователя и, если нужно, задать ряд вопросов продавцу или другу, который "съел на мотоциклах собаку".
Нужно ли смешивать топливо? Установлено ли у байка ручное сцепление? Как выключить мотоцикл? Где расположен подсос? Прежде чем начать учить, вы сами все должны выучить.
Кроме того, у вас должен быть соответствующий настрой. Обучение ребенка такому сложному виду деятельности, как безопасное вождение мотоцикла, потребует много времени. Вам нельзя будет бегло пройти или пропустить ни единого шага. В идеальном случае, вам потребуется выделить по несколько часов на каждый новый этап обучения, если вы хотите превратить осознанные упражнения в привычку.
Уилсон говорит, что на его занятиях начальные этапы обучения проходят при неработающих двигателях. Дети концентрируются на таких вещах, как привыкание к машине, использование ручек управления и правильная посадка в седле. Затем ребятам рассказывают о том, как заводится мотоцикл, включая использование заслонки, а затем переходят к сцеплению.
Лишь после того, как дети научились всему этому, им разрешают завести мотоцикл и проехать самостоятельно.
Ребята начинают ездить по прямой линии, перебирая ногами по земле. Они проезжают 8-10 шагов и останавливаются, и так продолжается несколько раз, пока инструктор не будет уверен, что новички могут контролировать машину.
"Ребята будут опираться ногами о землю до тех пор, пока инструктор не даст сигнал поставить ноги на подножки," говорит Уилсон. "А затем они начинают ездить на мотоцикле".
Упражнения включают в себя езду в большом круге в различных направлениях, изучение техники выполнения поворота, переключение передач и езду стоя на подножках.
Далее новичкам объясняют, как нужно балансировать своим весом в поворотах, качаться, перемещать свой вес для контроля направления движения мотоцикла.
Наконец, ребят обучают более сложной технике, например, как снять вес с переднего колеса при преодолении препятствий. Продвинутый курс обучения строится на наработанной базе: ребята изучают, как перепрыгнуть через большое бревно, как ездить по грязи и песку, как съехать по склону скалы или забраться на холм.
Что касается Джено и Якоба, то они говорят, что въезд на холм и прыжки - среди их любимых упражнений для отработки техники.
"У моего дедушки по-настоящему интересный участок для триала," говорит Джено. "У него есть большой холм и маленький холм, с которого мы прыгаем. Я умею прыгать дальше, но Якоб лучше поднимается на холм".
Для большинства ребят будет достаточно просто ездить в свое удовольствие. Но, если после большого количества практических тренировок вашему ребенку действительно понравится этот вид спорта, не исключено, что он захочет участвовать в гонках. АМА (Американская Ассоциация Мотоциклистов) ежегодно проводит свыше 3000 соревнований, и у ребенка много возможностей, чтобы попробовать свои силы на треке. Но только вы можете решить, когда ваш ребенок готов к гонкам - и будет ли он вообще когда-нибудь принимать в них участие.
Определяя, готов ли ваш ребенок к гонкам или нет, нужно очень четко и внимательно определить, на каком этапе обучения он сейчас находится. Также лучше принимать такое решение без давления, и именно так к этому вопросу подошла семья Спарксов.
И Бритни, и Брэндон участвуют в гонках, но отец подчеркивает, что, несмотря на то, что он оценил их уровень подготовки к соревнованиям, выбор был целиком за детьми.
"Я езжу на мотоцикле 28 лет, участвую в гонках с детства" говорит Спаркс. "Но я сказал детям, что они не обязаны участвовать в гонках. Поэтому мы так много времени уделяем триалу".
Чувство ответственности
Как только ваш ребенок научится управлять мотоциклом, встанет еще один большой вопрос - где можно ездить, чтобы было интересно и законно.
В некоторых частях США, особенно на Восточном побережье, рядом с крупными мегаполисами, найти легальные места для катания очень сложно.
"Когда я рос, у нас было в два раза больше площадей для триала," отмечает основатель парка Hocking Trail Riders Скот Лайонс (Scott Lyons). "И в этих местах каталось менее половины того количества людей, которые катаются сейчас".
Причина заключается в том, что места для катания закрывались из-за разрастания городов или вследствие недовольства групп, защищающих окружающую среду. И настоящих мест для триала остается мало. В ряде случаев становится проблемой покататься на внедорожнике или минибайке даже во дворе своего собственного дома.
Лучшее решение вопроса о поиске места для катания - связаться с местными клубами или организациями. Не важно, где вы живете, наверняка рядом с вами найдутся любители покататься по бездорожью.
Впрочем, для начинающего мотоциклиста подойдет далеко не каждый парк. Некоторые места рассчитаны на гонщиков, которым интересны соревнования, другие, напротив, создают "семейную" атмосферу.
Именно этот принцип положен в основу парка Лайонса, расположенного в юго-восточной части штата Огайо. Парк был открыт в День памяти 2004 года, и он рассчитан на семейные развлечения; здесь есть и места для триала, и открытые площадки для катания. Это - не гоночный трек. Это место, в котором можно отдохнуть всей семьей.
"Эксклюзивный" - возможно, неподходящее слово, но я хочу, чтобы в моем парке было не очень много народа," говорит Лайонс. "Я хочу, чтобы у семей было место, где они могут покататься и не беспокоиться о плотном движении на трассе, где им не придется глотать пыль, которую поднимают остальные 500 мотоциклистов".
Вы можете найти и место для катания, которое будет на общественной земле, и вам придется делить его с туристами, всадниками на лошадях и другими людьми. В таких условиях важно научить ребенка уважать увлечения других людей и окружающую среду.
"Наши любители внедорожников - среди самых преданных защитников окружающей среды," говорит Гладден. "Чрезвычайно важно, чтобы дети понимали свою роль в развлечениях на открытом воздухе, а также свою роль в защите мест, где они катаются".
Это означает не только то, что надо вывозить с собой мусор, но и то, что нужно кататься так, чтобы не наносить ущерба окружающей среде.
В обучающем курсе Хонды ряд времени отводится на рассказ об ответственности мотоциклиста на пересеченной местности.
"В классе у нас висят картинки с ситуациями из повседневной жизни, например, мотоциклист пересекает речку, прыгает через бревно и т.д. Мы разбираем с детьми, как нужно действовать в подобных ситуациях," говорит Уилсон.
Якоб - хороший пример того, как дети понимают свою ответственность.
"Мы аккуратно ездим по пересеченной местности," говорит он. "Мы ездим быстро, но мы не вскапываем землю".
Преимущества увлечения мотоциклами
Спросите любого ребенка, почему он ездит на мотоцикле, и ответы будут примерно одинаковыми.
"Я езжу для удовольствия," говорит Джено.
"Это интересно," говорит Бритни. "У тебя появляется много друзей, но ты просто получаешь большое удовольствие".
"Просто это интересно, и ты можешь общаться со своими друзьями," говорит Брэндон.
А если вы спросите родителей, то, как правило, услышите более глубокий, развернутый ответ. Они отметят что-то типа "можно проводить время всей семьей, можно научиться новым навыкам, расширить горизонты, лучше узнать окружающую среду".
Обозреватель парка Hocking Trail Riders Кейт Янг (Keith Young), 30 лет, отец Якоба и приемный отец Джено, начал ездить на мотоцикле в 20 лет. Но ему потребовалось совсем немного времени, чтобы понять, что вождение мотоцикла - это больше, чем удовольствие.
"Здесь для них идеальное место," говорит Кейт Янг. "Дети тренируются, они на воздухе, и они учатся дисциплине. У них есть определенная цель, которую они могут достигнуть, если будут делать то, что они должны делать. Их дедушка (Кэппнер) заставляет их работать прежде, чем разрешает покататься. Он учит их, как обслуживать свои байки - на самом деле, мы все учимся у него".
Это чувство ответственности демонстрирует и восьмилетний Якоб, у которого день получился коротким из-за поломки сцепления. Многие дети в его положении рассердились бы или расстроились, но Якоб перенес поломку с чувством мужественности, которое у него развилось в результате занятий мотоциклом.
Прежде всего, с помощью своего дедушки, ребенок уже понял, в чем проблема, и у него появился план устранения неисправности.
"Я поменяю масло, и в следующий раз, когда я буду кататься, все будет в порядке," говорит он.
И, во-вторых, хотя его мотоцикл застрял внизу длинного склона, он отказывается от помощи и самостоятельно катит машину наверх. А весит его байк КТМ около 40 кг, плюс на нем не меньше 10 килограммов грязи.
Этот ребенок уже связал свою судьбу с мотоциклами - у него сформировалась связь, которая, всего скорее, останется на всю жизнь.
Продолжение следует…
По материалам Джеймса Холтера (James Holter), по рекомендациям Американской Ассоциации Мотоциклистов